Подписка на рассылку новостей
На первую страницу
На главную страницуКарта сайтаНаписать письмо

НАУКА
| Исследования | Подготовка специалистов | Научные конференции |
 
ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологические
· Особенности функциональности
семейных систем, воспитывающих
детей с РАС
Социологические
Медицинские
Прочие
   

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

(психологическое исследование)

© Т.В. Кондратьева, семейный психолог,
Самарская общественная организация
помощи детям с аутизмом и их семьям
«Остров надежды»

 

Идея проведения настоящего исследования возникла как следствие осмысления следующих противоречий:

1. Семей, воспитывающих детей с РАС, огромное количество и очевидно, что они нуждаются в психологической помощи. Однако родители часто не могут получить адекватную помощь из-за того, что психологи не знают специфики семей с РАС: исследований на эту тему в РФ нет. В свою очередь, психологи не могут узнать специфику семей с РАС ввиду крайней закрытости семей, поэтому и выбрать действенные методы помощи семьям не могут. Получается первый замкнутый круг.

2. В научной литературе много говорится о том, что в семьях, воспитывающих детей с РАС, существуют проблемы, нуждающиеся в разрешении. Однако механизмы возникновения этих проблем и способы их решения нигде не приводятся. Второй замкнутый круг.

3. Психологические методы воздействия, эффективные для семей, воспитывающих детей с другими ОВЗ, оказываются малоэффективными в случае семей с РАС. Количество разводов в семьях с РАС в разы выше, чем в семьях с другими ОВЗ. Почему? В чем специфика семей, воспитывающих детей с РАС?

Результаты исследования представлены в двух видах.

Первый – в виде краткой схематичной справки без сложных описаний, научных терминов, цифр и объяснений, второй – в виде конспекта результатов исследования для специалистов и тех родителей, которым научная терминология и обилие цифр помогут разобраться в механизмах возникновения проблем в семьях с РАС.

Особая благодарность и низкий поклон моим Учителям, оказавшим неоценимую помощь и поддержку в реализации этой работы:

Морозову Сергею Алексеевичу – к. б. н., доценту кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО, научному консультанту Министерства образования и науки РФ по вопросам детского аутизма, председателю Общества помощи аутичным детям «Добро»,

Березину Сергею Викторовичу – к. пс. н., доценту, заведующему кафедрой социальной психологии Самарского государственного университета.

Далее приводится упрощенный вариант результатов исследования:

 

ВЫВОДЫ

I. Аутистическое расстройство является всепроникающим не только для самого ребенка с РАС, но и для семейной системы, в состав которой он включен. У любой семейной системы нет шансов сохранить функциональность в момент появления в ее структуре ребенка с РАС.


Появление в семье ребенка с РАС вызывает возникновение сразу всех 5 групп факторов, способных нарушать функциональность семьи.


Появление в семье ребенка с РАС запускает механизмы нарушения всех без исключения функций семьи.


II.
Все семьи проходят через кризис принятия диагноза ребенка. Он является определяющим, к какому результату придет семья. Существует три возможных пути выхода из кризиса. Выбор пути зависит от уровня ответственности (субъектности) родителей ребенка с РАС.


1. Путь низкой ответственности (черно-желтый) ведет к дисфункции и очень скорому распаду семьи, причем это может быть не только развод супругов, но и отказ от ребенка. Как правило, такие семьи распадаются либо в момент постановки диагноза ребенку, либо в течение года-двух после.

2. Путь среднего уровня ответственности (красный) ведет к относительной стабильности семьи на некоторое время, до момента исчерпания ресурсов родителей. Родители не пересматривают свои смыслы жизни, пытаются избавиться от аутистического расстройства ребенка разными способами. Семья сплачивается вокруг «своей беды», пробуются различные методы лечения, но ответственность за результат родители всегда возлагают на кого-то: врачей, логопедов, дефектологов и т.д. Такие семьи распадаются вследствие истощения компенсаторных механизмов эмоциональной сферы родителей. Это может произойти в любое время, и через 3 года после постановки диагноза ребенку, и через 20 лет. Причины распада семьи в этом случае формулируются так: «У нас нет больше сил».

3. Путь высокого уровня ответственности (зеленый). Предполагает глубинный пересмотр и изменение родителями смысла своей жизни, ценностей и жизненных приоритетов. Изменение таким образом, чтобы совмещать коррекционную помощь ребенку с собственной самореализацией. Такие семьи находят новые ресурсы (отличные от широко используемых), которые дают им силы самостоятельно нести ответственность за качество своей жизни и жизни ребенка.

III. Основное отличие семей детей с РАС от семей детей с другими ОВЗ
. Семьи с РАС могут восстановить свою функциональность только на пути высокого уровня ответственности (зеленом). Семьи детей с другими ОВЗ могут восстановить нарушенную функциональность на двух путях – на пути высокого и среднего уровня ответственности (на зеленом и красном). Этим объясняется больший процент разводов среди семей с РАС по сравнению с семьями с другими ОВЗ.

Семьям с РАС со средним уровнем ответственности, возможность сохранить функциональность даст появление законодательной базы, государственной системы поддержки семей с РАС (организация специализированных д/с, школ, профориентация, система поддерживаемого проживания для взрослых с РАС), а также появление достаточного количества специалистов по коррекции аутистических нарушений.

IV. Функциональность ВСЕХ семей, воспитывающих детей с РАС, независимо от уровня ответственности родителей, самопроизвольно снижается из-за истощения компенсаторных механизмов психики родителей. Необходима осознанная работа родителей по целенаправленному поиску ресурсов поддержания собственного настроения, желаний, самореализации.

Подробное описание Модели перспективы развития лиц с РАС изложено в докладе СГОО "Остров надежды", опубликованном на конференции 1-3 ноября 2011г. в г.Самаре.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

В существующих сейчас социальных условиях в РФ (при отсутствии законодательной базы, отсутствии достаточного количества специалистов по коррекции РАС, отсутствии государственной системы помощи), для улучшения качества жизни собственной семьи родители ребенка с РАС могут сделать следующее:

1) Развивать самостоятельность ребенка.
Осознанно стремиться к уменьшению симбиотичности своей связи с ребенком, постепенно обучая ребенка самостоятельности и автономности, стимулируя и поощряя эти проявления в его поведении – это будет увеличивать гибкость семейной системы, повышая ее адаптивность к стрессам жизни;

2) Брать на себя ответственность за качество своей жизни и за качество жизни своего ребенка с РАС.
Принять факт, что «кроме меня - некому». Перестать ждать появления «волшебной таблетки» (панацеи, врача-«спасателя», чудесного метода избавления, помощи правительства и т.п.). Изучать особенности РАС своего ребенка и существующие методы его коррекции, брать на себя ответственность за применение этих методов и возможный результат в ситуации пугающей неопределенности;

3) Решить вопрос смысла своей жизни в изменившихся условиях.
Пересмотреть свои ценности, смыслы и приоритеты в жизни, так как смыслы, существовавшие до появления ребенка с РАС, не решали задач одновременной коррекции расстройства ребенка и самореализации родителей;

4) Вопрос «Где взять сил?» является основным для семей, в которых растут дети с РАС, поскольку использование обычных ресурсов (используемые большинством окружающих нас обычных семей) для повышения жизненных сил и улучшения настроения затруднено из-за особенностей аутистического расстройства ребенка.
Найти новые приемлемые для себя ресурсы, в т.ч. эмоциональные, для развития своей семьи и поддержания ее гибкости в разных (в т.ч. стрессовых) жизненных ситуациях, или использовать те ресурсы, которые уже нашли для себя исследованные сбалансированные семьи. Они не столь широко используются обычными семьями, но являются действенными в случае семей с РАС, поскольку предполагают пересмотр жизненных ценностей и смыслов родителей. Это вера (любая религия, кроме деструктивных сект), обучение (любое), общественная работа (служение, волонтерство), смена привычной деятельности (совмещение самореализации родителей с организацией коррекционой работы с ребенком), многодетность.


 

ВНИМАНИЕ!
При воспроизведении предоставленных документов в любом виде, на любых ностиелях, ссылка на сайт Коалиции обязательна

WWW.AUTISMINRUSSIA.RU

 
 
 
 
 
 
 
   
© 2009-2012"Аутизм в России"