Подписка на рассылку новостей
На первую страницу
На главную страницуКарта сайтаНаписать письмо

НАУКА
| Исследования | Подготовка специалистов | Научные конференции |
 
НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Конференция 2013
Конференция 2011
Конференция 2009
Конференция 2006
· Президенту РФ В.В. Путину
· Правительству РФ
  · Государственной Думе РФ
  Конференция 1999
  Конференция 1995
  Конференция 1990
   

 

 

Псков, 29 апреля 2006 г .

 

Председателю Правительства Российской Федерации

ГОСПОДИНУ ФРАДКОВУ Б.Е.

 

 

Глубокоуважаемый Михаил Ефимович!

27-29 апреля в Пскове состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Организация психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)», в которой приняли участие 113 педагогов, психологов, врачей, организаторов специального образования, родителей и т.д. из 29 регионов.

Высокая частота встречаемости РАС (чаще, чем детская онкология или сахарный диабет), тяжесть расстройств и, с другой стороны, наличие реальных возможностей повышения уровня социализации детей с РАС и снижения уровня инвалидизации при этом нарушении развития делают необходимым и неотложным создание системы комплексной помощи детям с РАС.

В связи с этим мы обращаемся к Вам со следующими просьбами:

•  Поручить Министерству образования и науки РФ и Министерству здравоохранения и социального развития РФ создать межведомственную рабочую группу для разработки «Положения о региональной системе психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра» в срок до 01 октября 2006 г ., в состав рабочей группы включить представителей общественных организаций и при разработке указанного «Положения…» учесть предложения участников конференции (Приложение 1);

•  Поручить Министерству образования и науки РФ в срок до 15 сентября 2006 г . разработать конкретные предложения по нормативному и методическому обеспечению коррекционного воспитания и обучения детей с РАС и подготовке специалистов по коррекции РАС с учетом предложений участников конференции (соответственно Приложения 2 и 3) и с их обязательным участием в разработке указанных документов.

 

С уважением,
участники конференции.

 

 

 

Приложение 1

 

Организация психолого-педагогической помощи

лицам с расстройствами аутистического спектра (РАС)

 

Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к частым (чаще, чем детская онкология, сахарный диабет или синдром Дауна), тяжелым нарушениям развития. При РАС страдает потребность в общении, социальное взаимодействие, способность к символизации, нарушения выявляются рано и носят длительный характер. Без специализированной помощи до 95-97% детей с РАС становятся тяжелыми психическими инвалидами. В то же время, в случае активного раннего начала коррекционной работы с помощью адекватных методов удается добиться существенного повышения уровня социальной адаптации (более половины детей получают возможность учиться по школьной программе) и снижения процента инвалидизации.

В настоящее время в Российской Федерации системы комплексной помощи лицам с РАС фактически нет, и, по убеждению участников конференции, создание и развитие такой системы является актуальной и социально значимой задачей.

В соответствии с клинико-психологическими особенностями система помощи лицам с РАС должна быть комплексной, интегративно направленной, индивидуализированной, специализированной, продолженной и преемственной.

По мнению участников конференции, центральной структурой региональной системы должен стать Региональный центр комплексной помощи детям с РАС (далее по тексту «РЦ»), - ведущее методическое, консультативно-диагностическое и профилактическое учреждение региона, выполняющее также образовательные функции, принимающее участие в подготовке и переподготовке кадров, являющееся центром распространения информации о РАС и их коррекции. Структурно РЦ может быть как единым учреждением, так и системой учреждений, сориентированных на разные возрастные группы лиц с РАС.

Основной объём работы по коррекции РАС в регионе выполняют функционально связанные с РЦ небольшие (не более, чем на 20-25 воспитанников) структуры, которые могут быть как самостоятельными, так и в составе образовательных учреждений различных видов и типов, выполняя коррекционную, консультативно-диагностическую и профилактическую работу.

За функциональную основу деятельности региональной системы помощи детям с РАС предлагается принять следующее.

 

I. Профилактическая работа:

1.  Информация для родителей группы риска;

2.  Создание информационно-психологической службы в роддомах;

3.  Организация специальной подготовки педиатров.

 

II. Первый этап

А. Ранняя помощь (до 3-х лет):

1. Коррекционно-диагностическая помощь (детско-родительские группы, индивидуально-групповые занятия и консультации);

2. Семейный патронаж (работа на дому, психотерапия, обучение родителей методам взаимодействия, группы взаимопомощи, работа с сибсами, информационная поддержка);

3. Обеспечение процесса интеграции в социум;

4. Медицинское сопровождение;

5. Юридическое сопровождение.

 

Б. Дошкольный возраст (3 -7 лет):

1. Коррекционно-диагностическая помощь (детско-родительские группы, индивидуально-групповые занятия и консультации);

2. Семейный патронаж (психотерапия, обучение родителей методам взаимодействия, группы взаимопомощи, работа с сибсами, информационная поддержка);

3. Обеспечение процесса интеграции в социум (определение образовательного маршрута, подготовка интеграционного пространства, сопровождение ребенка);

4. Обеспечение готовности к школе (вариативность);

5. Медицинское сопровождение;

6. Юридическое сопровождение.

 

В. Специалисты, обеспечивающие первый этап:

•  неонатолог

•  педиатр

•  невролог

•  психиатр

•  средний медицинский персонал

•  инструктор ЛФК

•  психолог

•  психотерапевт

•  коррекционный педагог

•  педагог дополнительного образования (вариативность)

•  социальный педагог

•  воспитатель

•  младший воспитатель

•  юрист

 

Г. Возможные площадки первого этапа:

•  Региональный центр по сопровождению детей с РАС и специальные ДОУ для детей с РАС.

•  ППМС-центр

•  Центры дополнительного образования

•  Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) установленных видов и типов

•  Отделение ранней помощи при поликлинике (нормативное письмо по формированию педагогического штата в учреждениях Минздрава с сохранением педстажа, договорные взаимоотношения «образование – здравоохранение»)

•  Реабилитационные центры социальной защиты

•  Городские центры медицинской профилактики (информационно-профилактическая работа)

•  Общественные и некоммерческие организации (коррекционная, социальная, информационно-профилактическая работа, юридическое сопровождение, защита прав)

•  Другие площадки.

 

III. Второй этап. Школьный возраст (7-18 лет)

1. Выбор образовательного учреждения:

•  региональный центр или ОУ для детей с РАС,

•  школы установленных типов и видов,

•  интегративные школы,

•  школы надомного обучения.

2.  Вариативный выбор образовательных программ.

3.  Выбор формы обучения:

•  индивидуальное обучение,

•  обучение в классе,

•  обучение в группе,

•  комбинированное,

•  семейное образование.

4.  Подготовка образовательного пространства и образовательный процесс (включая индивидуальное сопровождение).

5.  Различные формы социо-культурной интеграции (вариативность).

6. Профориентация и профессиональная подготовка.

7.  Работа с семьёй.

8.  Медицинское сопровождение.

9.  Юридическое сопровождение.

10. Специалисты, обеспечивающие второй этап:

•  психиатр

•  невролог

•  педиатр

•  средний медицинский персонал

•  инструктор ЛФК

•  психолог

•  психотерапевт

•  специальный педагог (коррекционный педагог, логопед и т.д.)

•  педагог-предметник

•  педагог дополнительного образования (вариативность)

•  социальный педагог

•  воспитатель

•  младший воспитатель

•  юрист

11. Возможные площадки второго этапа:

•  Региональный центр по сопровождению детей с РАС и специальные ОУ для детей с РАС,

•  Образовательные учреждения других видов и типов

•  ППМС-центр (при условии придания ему образовательных функций)

•  Другие площадки

 

IV. Третий этап. Постшкольная интеграция и социализация в целях подготовки к «независимой жизни»

1.  Продолжение образования.

2.  Индивидуальное сопровождение

3.  Различные формы социокультурной интеграции (включая досуг).

4.  Дневное пребывание.

5.  Профессиональное обучение.

6.  Занятость (работа), создание адаптированных рабочих мест через различные организационные формы.

7.  Работа с семьей.

8.  Правовое просвещение.

9.  Социально-правовое сопровождение и обучение.

10.  Медицинское сопровождение.

11. Создание нормативно-правовой и организационной базы для организации поддерживаемого проживания.

12. Возможные площадки III этапа:

•  Центры социального обслуживания «Центр реабилитации инвалидов»

•  Федеральная служба занятости (подготовка и переподготовка)

•  Начальные, средние, высшие и специализированные учебные учреждения профессионального образования

•  Некоммерческие организации, общественные объединения

•  Другие площадки.

 

 

 

Приложение 2

 

Развитие методических и организационных основ

коррекции расстройств аутистического спектра (РАС)

 

Для развития методических и организационных основ коррекции РАС представляется необходимым просить Министерство образования и науки Российской Федерации:

I.  Определить перечень нормативных документов, необходимых для организации системы коррекционного обучения и воспитания детей с РАС (включая ранние диагностику и вмешательство, профессиональную подготовку, профессиональную реализацию и самостоятельное проживание) и ускорить их разработку и принятие;

II . C оздать рабочие группы (с участием как государственных, так и общественных организаций, имеющих опыт в данной области) и поручить им:

1.  Разработать модели комплексной диагностики, непосредственно связанной с последующей коррекционной работой;

2.  Подготовить проект образовательных программ для детей с РАС разных возрастных групп и с разной степенью нарушений;

3.  Систематизировать и обобщить имеющийся опыт по планированию и оценке коррекционной работы с детьми с РАС, разработать критерии планирования и оценки эффективности коррекционной работы;

4.  Разработать положение о междисциплинарном сопровождении лиц с РАС;

5.  Подготовить предложения по финансированию комплексной коррекции РАС с учетом необходимости расширения обеспечения психолого-педагогическими кадрами и служб семейного сопровождения;

6.  Создать единый информационно-методический Центр по вопросам РАС с целью обеспечения методической, юридической, просветительской поддержки;

7.  Подготовить и издать методический сборник, включающий авторские разработки в области программ обучения лиц с РАС и работе с семьями, воспитывающих таких детей;

8.  Учредить систематическую научно-практическую конференцию по проблемам РАС с государственным финансированием.

 

 

 

Приложение 3

 

Подготовка специалистов

по коррекции расстройств аутистического спектра (РАС)

 

Организация системной квалифицированной помощи лицам с РАС невозможна без участия специалистов, имеющих специальное образование, которое следует реализовывать в условиях педагогических ВУЗов, а также на базе системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Учитывая актуальность проблемы и возрастающий запрос со стороны общества, а также складывающийся опыт по оказанию научной и практической помощи лицам с РАС в разных регионах Российской Федерации, участники конференции высказали ряд предложений и обращаются к Министерству образования и науки Российской Федерации с просьбой:

1.  Инициировать обсуждение в УМО проблемы РАС и её места в общей системе психолого-педагогической подготовки специалистов в условиях ВУЗа;

2.  Предложить УМО подготовить проекты документов, предусматривающих дополнительную специализацию по коррекции РАС применительно к действующему квалификационному перечню по направлениям «коррекционная педагогика», «специальная психология»;

3.  В 2008 году при переходе на многоуровневую систему педагогического образования предусмотреть в стандартах бакалавриата и магистратуры комплекс дисциплин, учитывающих научные и практические аспекты РАС и необходимых для профессиональной деятельности будущих специалистов в названной области;

4.  Предложить увеличить финансирование Федеральной программы «Дети-инвалиды» в целях повышения квалификации педагогических кадров по проблемам РАС во всех округах РФ на базе факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии ВУЗов, а также в учреждениях дополнительного профессионального образования;

5. Рекомендовать учреждениям и факультетам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования включить в планы целевые курсы по психологии и педагогике РАС в объёме не менее 72 часов.
   
 
 
 
 
 
 
 
   
© 2009-2010"Аутизм в России"