Подписка на рассылку новостей
На первую страницу
На главную страницуКарта сайтаНаписать письмо

НАУКА
| Исследования | Подготовка специалистов | Научные конференции |
 
НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Конференция 2013
Конференция 2011
Конференция 2009
Конференция 2006
· Президенту РФ В.В. Путину
· Правительству РФ
  · Государственной Думе РФ
  Конференция 1999
  Конференция 1995
  Конференция 1990
   

 

 

Псков, 27-29 апреля 2006 г .

 

Президенту Российской Федерации

ПУТИНУ ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ

 

 

Уважаемый Владимир Владимирович,

От имени 113 участников Всероссийской научно-практической конференции «Организация психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра», собравшиеся в Пскове 27-29 апреля 2006 года, из 29 регионов России, обращаемся к Вам с просьбой обратить внимание на проблемы, которые сложились в нашей стране в области образования, социальной интеграции лиц с особыми образовательными потребностями, включая детей-инвалидов, и принять ряд мер для изменения существующего положения.

Международным сообществом в области образования за последние десятилетия разработаны и приняты документы (Джомтьен, Саламанка, Дакар), отвечающие основным правам личности, которые продекларированы в Конвенциях ООН. Многие из этих документов приняты Российской Федерацией в качестве основополагающих для разработки принципов и подходов в государственной политике. Базовые понятия уважения прав личности закреплены в Конституции Российской Федерации. Тем не менее, для нас очевидно, что качество, методы и темпы реализации решений на уровне федеральных законодательных и исполнительных органов не соответствуют остроте проблем и запросам гражданского общества.

Мы высоко ценим и поддерживаем усилия, которые Вы предпринимаете на своем посту. Наша тревога, человеческие, родительские и профессиональные интересы имеют отношение к судьбам не менее 10% населения страны, которые относятся к наименее социально защищенной группе общества.

Мы просим Вас рассмотреть наши предложения и дать соответствующие распоряжения федеральным органом исполнения и законотворчества.

 

С уважением и добрыми пожеланиями,
оргкомитет конференции:

Председатель оргкомитета, первый заместитель начальника Государственного Управления образования Псковской области, кандидат психологических наук

Соловьёв Николай Николаевич

 

Заместитель начальника отдела социальной защиты детства и специального образования Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ

Белявский Борис Викторович

 

Председатель Региональной общественной организации «Общество помощи аутичным детям «Добро», кандидат биологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ

Морозов Сергей Алексеевич

 

Директор МОУ «Центр лечебной педагогики» г. Пскова, кандидат педагогических наук

Царёв Андрей Михайлович

 

Председатель Псковской региональной общественной организации «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и Ты»

Захарченко Дмитрий Александрович

 

 

 

 

 

Приложение к письму участников
Всероссийской научно-практической конференции
«Организация психолого-педагогической помощи
детям с расстройствами аутистического спектра»

Президенту Российской Федерации В.В.Путину.

Псков, 27-29 апреля 2006 г .

 

 

 

Аналитическая справка и предложения по проблеме образования лиц с особыми образовательными потребностями, включая детей-инвалидов.

 

I . Российское законодательство и право детей с ограниченными возможностями на обучение и обеспечение образовательными услугами.

На рубеже 1980-90-х годов государство сделало ряд последовательных шагов к гуманизации общества, чему значительно способствовало присоединение к международным договорам, иным международным актам, излагающим общепризнанные принципы и нормы в сфере прав и жизненного устройства детей с проблемами физического и психического развития. С 1992 года на федеральном уровне было принято более 300 * нормативных правовых актов (Законы, Указы Президента, Постановления Правительства, Приказы Министерств), направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Среди большого и разнообразного перечня документов наибольшее социальное и гуманитарное значение имеют те, которые декларируют право на:

•  приоритет воспитания в семье или семейных форм воспитания (усыновление, попечительство), их поддержку системой социальных льгот;

•  реабилитацию детей-инвалидов на основе ИПР , как универсального механизма определения и реализации комплекса услуг, необходимых инвалиду (лечебно-медицинских, технических, образовательных и др.);

•  образование в условиях всех видов и типов учреждений: д/сад, школа, вуз. Расширение альтернативных форм образовательных услуг: надомное обучение, ЦЛП, ПМС центры и др.;

•  право семьи (попечителя) на выбор способа получения образования; возможность проявить ответственность и самостоятельность в поиске и выборе услуг, приносящих наибольшую пользу ребенку.

Выводы. Принятые в РФ Законы декларируют позитивные условия для конструктивного взаимодействия государства с заинтересованными сторонами по обеспечению надлежащих мер в воспитании, образовании, реабилитации детей-инвалидов, но, как показывает практика, они не обеспечены механизмами реализации.

Мы знаем, что на протяжении года при поддержке общественных организаций, специалистов ведется интенсивная работа в профильном Комитете Государственной Думы для внесения поправок в общий Закон «Об образовании», что стало вынужденным шагом после 7 лет бесплодного ожидания решения вопроса по Закону «О специальном образовании». Учитывая остроту проблемы, законодательное закрепление подготовленных документов должно стать одной из приоритетных задач.

В этой связи мы считаем важным подчеркнуть для законодательных органов следующие положения:

  • законодательство – ключевая стратегия развития образования, где специальное образование не отдельный элемент законотворчества, декларирующий общие положения;
  • Закон «О специальном образовании» имеется во многих развитых странах мира, он укрепляет и конкретизирует политику государства в отношении наиболее социально уязвимых слоев населения;
  • законодательные рамки позволяют сводить воедино многообразные и противоречивые элементы, существующие на федеральном и местном уровнях в вопросах социальной политики в адрес инвалидов;
  • именно законы позволяют адресно и целенаправленно обеспечить расходование средств в интересах определенных слоев населения, административно регулировать и поддерживать право на образование, как в государственных, так и в альтернативных образовательных учреждениях, начиная с ранней помощи до независимой жизни, а также прижизненного социального курирования лиц, неспособных к самостоятельному жизнеобеспечению;
  • законодательство позволяет изменить подходы и имеет стабильный статус в том случае, если оно является установочным для всех субъектов. Документы Министерства науки и образования в виде рекомендательных писем можно трактовать произвольно, исходя из «местных ресурсов», что ущемляет конституционные права детей, молодых людей с инвалидностью и их семей;
  • законодательство по специальному образованию должно основываться на современных научных представлениях и понимании физических и умственных недостатков, позитивном влиянии образования на психический статус детей и подростков. Мы должны говорить об устранении закрепившихся негативных стереотипов у части медицинских и педагогических работников относительно «необучаемости» и «некурабельности» детей с тяжелыми формами нарушений психофизического развития;
  • законодательство в области специального образования должно учитывать позитивный опыт последнего десятилетия. Ссылки на ограниченность ресурсов не оправдывают ожиданий со стороны общества и специалистов, они ведут к негативным последствиям, и вместо обеспечения инвалидов доступным, дифференцированным образованием внедряются услуги не первостепенной значимости, не рассчитанные на перспективу и долговременный эффект, удобные для кого угодно, но не для ребенка-инвалида.

 

 

II. Обеспечение и реализация государством прав детей-инвалидов, лиц с нарушениями физического и психического развития.

 

Анализ

Отсутствие в Российской Федерации единой системы учета детей-инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями не дает возможности представить реальные количественные данные указанной категории детей. Статистические сведения из разных ведомств (Минздравсоцразвития, Министерства образования и науки) значительно расходятся.

Так, по расчетам специалистов, «показатели детской инвалидности должны быть не меньше 1000000, потому что очень многим детям инвалидность не оформляют, механизм ее установления на практике работает очень плохо»*

По данным Госкомстата России ( 2003 г .) основную часть детей-инвалидов от 0 до 17 лет составляют дети с нарушениями психической деятельности, с заболеваниями и патологией ВНД (головного мозга), дети с множественными или сочетанными нарушениями. Их число по отношению к другим нарушениям составляет, по самым скромным оценкам, 61%. Здесь не учитываются дети с легкими формами умственной отсталости, дети с патологией речи, ряд состояний, относящихся к «метаболическим нарушениям», которые, как известно специалистам, значительно снижают возможности психического и интеллектуального развития ребенка.

Квалификационная путаница, неточность терминологического аппарата приводят к подмене понятий. Так, тенденция понимать инвалидность как ограничение только физических возможностей, приводит к социальному игнорированию детей с психоневрологическими заболеваниями, специфическими состояниями нервной системы и психики в целом, с шизофренией, психопатией, тяжелыми детскими неврозами и др., а также детей с расстройствами аутистического спектра.

Мы не знаем, сколько у нас детей с особыми образовательными нуждами, соответственно, мы не можем посчитать и спланировать финансовый и содержательный запрос на подготовку специалистов различных профилей, организацию различных форм образовательных услуг с учетом индивидуального дифференцированного подхода и т.д.

Резко выросло в процентном отношении количество детей-сирот, причем наиболее остро стоит вопрос с социальным сиротством. Нарушена естественная последовательность государственных приоритетов в области политики сохранения института семьи, защиты материнства и детства, что становится причиной необдуманной и многократно затратной деятельности государства.

В родильных домах и отделениях нередки случаи давления с «благими пожеланиями» сдать ребенка в интернат, которые унижают материнство, дискредитируют семейные связи и отношения.

Наиболее сложным и дискриминирующим права ребенка является феномен детских домов-интернатов в системе Министерства здравоохранения и социального развития, а также домов ребенка для детей дошкольного возраста. Именно здесь специалисты чаще всего сталкиваются с необоснованно заниженной оценкой психофизических возможностей детей-инвалидов, с их тотальной изоляцией по признакам «необучаемости», отсутствием каких бы то ни было шансов получить элементарное психолого-педагогическое сопровождение с 4 до 18 лет, а далее – безвестная жизнь в психоневрологических интернатах для взрослых. Очень во многом подобное положение обусловлено тем, что в данных структурах абсолютная власть принадлежит директору, который, по существующему законодательству, вынужден одновременно исполнять обязанности опекуна. Очевидно, что данная норма закона приводит к конфликту интересов сторон оказывающих и получающих услуги .

Такая система нуждается в кардинальном изменении . Признавая факт того, что большая часть пациентов интернатов действительно имеют сложные нарушения психофизического развития, необходимо также признать их первоочередное право на педагогическую помощь, на достойные условия жизни по факту рождения как человека.

Психолого-медико-педагогические комиссии на практике очень часто допускают ошибки в психолого-педагогической диагностике из-за низкой профессиональной квалификации членов ПМПК, из-за неудовлетворительной организации работы, а также из-за превалирования психиатрических и неврологических диагнозов, препятствующих доступу ребенка к образовательным услугам.

Отсутствие интереса государства к результатам деятельности НПО мешает развитию альтернативной инфраструктуры для инвалидов, что также препятствует интеграционным процессам, так как большая часть организаций существует на краткосрочные гранты или на основе «теневого» взимания денег с родителей за оказанные услуги. Отсутствие помещений, современной материальной базы, льготных кредитных и налоговых преференций чрезвычайно усложняют деятельность инициативных НПО и родительских ассоциаций, которые (в отличие от большинства государственных учреждений) нацелены в первую очередь на создание доступных и оптимальных условий для развития личности ребенка-инвалида, что является неотъемлемым правом любого человека.

В связи с вышеуказанным нам представляется целесообразным и необходимым:

•  создание общей (межведомственной) информационной статистической базы данных , как по детям инвалидам , так и по детям, нуждающимся в особых условиях воспитания и обучения (на федеральном и региональных уровнях). Это позволит проанализировать истинное положение дел и подготовить целевые программы усовершенствования всей системы психолого-педагогической помощи детям–инвалидам и детям с особыми образовательными потребностями с учетом индивидуальных особенностей и доступности (подготовка кадров, учебно-методическое сопровождение, создание адаптированной инфраструктуры и т.д.);

•  совершенствование Семейного кодекса РФ, в котором следует изменить статью №147 п.1 и внести в нее положение о назначении персональных опекунов детей-сирот, которые должны осуществлять контроль за соблюдением прав и нести ответственность по существующему Законодательству за нарушение своих обязанностей;

•  правовое, психологическое, социальное сопровождение молодых матерей (до 18 лет), дети которых рождаются вне брака, а также одиноких матерей, не имеющих материальной возможности обеспечить ребенку достойное семейное воспитание;

•  создание широкой системы просвещения и поддержки социальных служб в помощь семье для профилактики сиротства;

•  развитие сети раннего (с момента рождения) комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей группы риска, детей с патологией развития (см. предложения ИКП РАО);

•  увеличение государственной финансовой поддержки семьи не желающей отдавать ребенка в интернат, но не имеющей достаточных средств на его содержание и воспитание;

•  создание и усиление мобильных специализированных служб помощи ребенку, защищающих его физическое, психическое и нравственное здоровье в семьях группы риска и в чрезвычайных обстоятельствах;

•  разукрупнение интернатов, введение в штатное расписание педагогов-воспитателей, коррекционных педагогов, реабилитологов. Инновационный опыт последних лет в ряде учреждений аналогичного типа в Пскове (ЦЛП), Петродворце (интернат), Москве (интернат №8) показывает качественную позитивную динамику в развитии этой категории детей-инвалидов.

Опыт зарубежных стран также убедительно доказывает, что именно к этой группе населения больше всего привлекается помощь со стороны волонтеров, общественных организаций, ассоциаций. Доступность, открытость к разнообразным формам общественной помощи позволяют менять сознание и отношение людей к инвалидности.

Здесь также важна консолидация специалистов в области коррекционной педагогики, ассоциаций родителей в защиту прав детей-инвалидов, в том числе оставшихся без попечения родителей;

•  изменение структуры и функций психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность ПМПК должна сертифицироваться и контролироваться так же, как оценивается и аттестуется работа современных образовательных учреждений;

•  создание независимых экспертных служб на базе факультетов коррекционной педагогики педвузов (при наличии специалистов высшей квалификации);

•  создание сети Центров досуга и трудовой занятости молодых людей , к которым по прежнему применяется понятие «нетрудоспособный», что трактуется как социальная неполноценность. К этой категории чаще всего относят лиц со сложными нарушениями развития, с негрубыми психическими заболеваниями, с ограничениями к самообслуживанию. Именно здесь кроется резерв для негосударственных реабилитационных организаций, чьи услуги могут быть востребованы на договорной основе с социальными службами;

•  включение в Федеральный гарантированный перечень по ИПР оплаты специальных образовательных услуг;

•  разработка механизма оплаты услуг, оказанных инвалиду по ИПР (индивидуальной программе реабилитации) в негосударственном секторе на основании документов (договоров), удовлетворяющих заинтересованные стороны.

 

III.  Интеграция, общее и специальное образование, пути взаимодействия

Анализ

В контексте обсуждаемых проблем чрезвычайно важно дать оценку деятельности основных министерств, отвечающих за судьбы детей-инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями.

Проведенная административная реформа привела к нивелированию проблем специального образования как в Министерстве образования и науки, так и в Министерстве здравоохранения и социального развития. В названных структурах были утрачены управления и отделы, занимающиеся проблемами лиц с особыми нуждами. Наряду с существовавшими межведомственными барьерами образовался вакуум, который сегодня уже не предполагает использование отдельной административной структуры, способной прогнозировать и координировать политику государства в части специального образования, имея в виду такие составляющие как дошкольное, школьное, вузовское, начальное допрофессиональное, профессиональное образование. Вместе с тем, важность административной поддержки очевидна: она формирует характер и перспективы развития предоставляемого образования, обеспечивает необходимую координацию между наукой и практикой (программы, учебники, кадры), создает необходимую основу для цельной и прочной федеральной структуры. При отсутствии базовых федеральных служб образования для лиц с особыми нуждами, возникают дезинтегрирующие процессы в деятельности специальных вузов, кафедр, занимающихся проблемами специального образования, подготовкой кадров и решением других задач, что совокупно разрушает целостность образовательного пространства , способствует тенденциям к игнорированию административной поддержки на местах в части образовательных услуг для лиц с особыми нуждами.

Опыт многих стран показывает (США, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Италия и др.), что эффективная и должным образом организованная административная служба имеет решающее значение для разумного использования экономических средств и обеспечения социальных целей политики государства в адрес лиц с особыми нуждами.

Без срочного решения вышеуказанных проблем нам не только не удастся коренным образом что-то изменить, мы недалеки от того, чтобы утратить то немногое, что имеем.

 

К вопросу об интегрированном образовании

Исходные взгляды большого числа демократических стран на интегрированное или инклюзивное образование рассматриваются в широком контексте социально-общественных отношений, где каждая личность уважается и признается. В данном контексте нет оснований не солидаризироваться с идеями инклюзивного (включающего) образования, но при его анализе возникает ряд важных дискуссионных и практических проблем, без решения которых есть опасность механического внедрения моделей инклюзивного образования в России.

Во многих успешных стран (Канада, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, США, Германия и др.), где отмечается экономическая и правовая стабильность идеи включенного образования, успешно действуют общая, специальная и альтернативная формы в системе национального образования. Здесь достоинством является право выбора родителей (и возможность осуществить это право) при безусловной готовности государства оказывать помощь семье и ребенку.

Для отечественной психологии и педагогики существование разных категорий учащихся, каждая из которых имеет свои особые образовательные потребности, является фундаментальным фактом, на котором строится дифференцированная система образования, где на одном полюсе «одаренные дети», на другом – дети с психическим недоразвитием (умственно отсталые). Попытка перенести знания и смысловые ориентиры образования из одной системы в другую неизбежно наталкиваются на серьезные трудности методологического, профессионального, организационного характера.

Для того, чтобы идеи интеграции реально «заработали» необходимо соблюдение целого ряда условий социального, общественно-политического, правового, экономического свойства, на что потребуется большой промежуток времени.

С учетом вышеназванных факторов, проблемы включенного образования в наибольшей мере сегодня тревожат специалистов в области коррекционной педагогики и представителей родительских ассоциаций, неудовлетворенных существующей системой услуг для детей с нарушениями развития.

Для специалистов , имеющих большой научный и практический опыт в вопросах изучения, обучения, воспитания разных категорий детей, очевидна необходимость поэтапного, последовательного перехода к интегрированным процессам. Для этого очень важно предусмотреть:

•  нормативно-правовое обеспечение всех структурных элементов образования;

•  новые нормы финансирования образовательных учреждений с интегрированной формой обучения;

•  материальное переоснащение образовательной среды, разработку критериев и технологий, адекватных целям инклюзивного образования;

•  модификацию учебных планов, программ, учебников, степени их концептуальной сложности;

•  подготовку и переподготовку педагогических кадров из двух существующих систем: общего и специального образования;

•  разработку новых стандартов образования в высшей школе, введение нового перечня специальностей и квалификаций по направлениям: психология, педагогика, социальная работа;

•  разработку стандартов и критериев аттестации учащихся в условиях инклюзивного образования;

•  создание системы постшкольного образования, предусматривающей льготные квоты в вузы, на рабочие места, адаптированные к психофизическим возможностям лиц с особыми нуждами.

В целях поэтапного содержательного перехода к инклюзивному образованию представляется целесообразным на переходном этапе создать:

•  единый планирующий и координирующий орган на высшем уровне, который разработает четкую политику в области интеграции и стратегии ее реализации в РФ (краткосрочные и долгосрочные планы);

•  целевые пилотные проекты для разработки моделей инклюзивного образования на основе современных тенденций и инновационного опыта в ряде субъектов РФ (Псков, Самара, Москва, Санкт-Петербург);

мультидисциплинарную команду с привлечением науки, специалистов высшей школы, практических работников образовательной сферы и представителей общественных организаций.
   
 
 
 
 
 
 
 
   
© 2009-2010"Аутизм в России"